В Российской Федерации все более осознается необходимость целостного подхода к развитию общества, пониманию места кооперации в хозяйственной деятельности страны и социальной, духовной сфере. В настоящее время в России создано и функционирует значительное число кооперативов различной специализации и потребительских обществ в самых разнообразных сферах деятельности. Однако отсутствие четкого определения размытость, а иногда и полное отсутствие мировоззренческих оснований и принципов, методологического единства, инфраструктурного (финансового, образовательного, технологического) и институционального (законодательного и нормативного) обеспечения, а также сложившаяся за долгие годы практика не позволяют рассматривать кооперацию как самостоятельный и самодостаточный сектор экономики. Сохраняется нерешенность, научная необоснованность системы субъектов стратегического управления целостной многоуровневой системой развития кооперации.
Назрело время для унификации, синхронизации правового обеспечения организации, деятельности, управления кооперативными организациями, что позволит установить общие, системные начала, присущие всем видам и формам кооперативов, устранить неоправданные различия в законодательном регулировании их деятельности, усилить роль государства в создании необходимых условий и гарантий развития кооперации в стране.
Представленный проект Кооперативного Кодекса состоит из шести частей.
В первой части (проект которой представлен данным документом) воспроизведены те нормы законодательства об отдельных видах кооперативов, которые имеют общее значение и могут быть использованы при создании всех видов кооперативов, потребительских, производственных и их производных таких как сельскохозяйственных, кредитных, жилищных и иных видов кооперативных организаций. В настоящее время трудно создавать новые разновидности кооперативов в отсутствие соответствующего законодательства о них. Кооперативный Кодекс Российской Федерации послужит правовой основой для их создания. Кооперативное законодательство, существующее в разных странах мира, постоянно совершенствуется и изменяется под влиянием запросов практики. Во многих странах существуют Общие законы о кооперации.
В последующих пяти частях Кооперативного Кодекса предлагается осветить разновидности кооперативов, как то: потребительские, производственные, финансовые кооперативные организации, сельскохозяйственные и жилищные кооперативы. На основании предлагаемой 1-й Части Кооперативного Кодекса возможно создание различных кооперативов, в том числе и комбинации кооперативных организаций.
Проект предлагаемого Кодекса сохраняет существующее в российском законодательстве деление кооперативов на производственные, и потребительские, потому что с этим делением связано налоговое регулирование. И в одночасье разрушить эту схему очень опасно. Исходя из общего понятия кооператива, авторы проекта принципиально не делят кооперативы на коммерческие и некоммерческие организации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) производственные кооперативы - коммерческие организации, потребительские - некоммерческие. Такое деление не соответствует сущности кооператива. Об этом давно пишут в юридической литературе и обсуждают на научно-практических конференциях и иных форумах.
Кооперативная форма ведения хозяйственной деятельности это отдельное, самостоятельное экономическое направление деятельности и основывается оно на совместном ведении деятельности пайщиками кооператива - гражданами и/или юридическим лицами, а также совместном владении средствами производства, финансами, которые до внесения их в складочный капитал кооператива в виде паевых взносов были и остаются собственностью пайщиков кооператива.
В отличие от договоров простого товарищества, соглашений о сотрудничестве, кооператив оформляется как юридическое лицо и несет полную ответственность за свою хозяйственную деятельность.
В проекте первой части Кодекса содержится общее и единое для всех видов кооперативов (производственных, потребительских) понятие кооператива. Проект исходит из определения кооператива, данного в резолюции об идентичности кооперативных организаций Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995 г. на XXXI конгрессе в Манчестере, в связи со столетием альянса. Российская Федерация – член этого альянса.
В проекте Кооперативного Кодекса дается общее понятие кооператива, распространяющееся на все кооперативы независимо от их вида, поскольку все кооперативы преследуют одинаковые цели и осуществляют свою деятельность на основе одних и тех же, принятых Международным кооперативным альянсом, принципов. Тем самым подчеркивается, что кооператив представляет собой объединение прежде всего людей, и только затем – имущества и капиталов. Основная цель любого кооператива – обеспечивать удовлетворение материальных, социальных, духовных и иных потребностей членов кооператива и населения государства, а не извлечение прибыли. Таковы основные принципиально новые мировоззренческие, концептуальные положения проекта Кодекса. Данный подход потребует внесения соответствующих изменений в Конституцию и Гражданский Кодекс Российской Федерации и, в первую очередь, введением и закреплением в законодательном поле РФ понятия и сущности «собственность кооперативов»
Так же в проекте настоящего Кодекса впервые дается определение для кооперативных организаций осуществляющие свою деятельность, взаимодействие между участниками, принятие ими решений, преимущественно, посредством телекоммуникационных возможностей сети Интернет - Децентрализованная кооперативная организация (ДКО) – потребительский кооператив, не имеющий органов управления помимо общего собрания участников. В мировой практике DAO (decentralized autonomous organizations) создаются в интернете по всему миру, обычно, вне всяких норм и юрисдикций. Предлагаемый проект Кооперативного Кодекса впервые в мировой практике, формулирует определение подобных стихийных организаций граждан и создаёт для них правовое поле, как составной части кооперации, а не экономической анархии и пиратства, принятой у нас и на западе в настоящее время.
Предметом регулирования законопроекта являются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования, прекращения деятельности кооперативов и их объединений, а также отношения с другими хозяйствующими субъектами и государством.
В предлагаемом на рассмотрение проекте первой части Кооперативного Кодекса представлены основные аспекты организации и деятельности кооперативов: общие положения (гл. 1); виды кооперативов (гл. 2); порядок создания и прекращения деятельности кооперативов (гл. 3); членство как основа, на которой строится кооператив. Не исключается использование в деятельности кооператива наемного труда и внесение его результата в качестве паевого взноса с обязательной оценкой (гл. 4). В главе 5 раскрываются источники образования имущественной базы кооператива. Порядок управления кооперативом представлен в главе 6. Трудовой деятельности в кооперативе посвящена глава 7.
Одна из особенностей представленного проекта Кооперативного Кодекса является координация деятельности кооперативов, совместное лоббирование их интересов в государственных органах власти. Поэтому в законопроекте уделено внимание объединениям кооперативов (гл. 8). Проект Закона допускает создание не только традиционных союзов и ассоциаций, но и кооперативов последующих уровней.
В проекте первой части Кооперативного Кодекса имеется 9 глава, посвященная поддержке кооперации со стороны государства. Кооперативы находятся на территории регионов и потому должны учитывать в своей деятельности нужды и потребности регионов. Со своей стороны, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования могут сделать много полезного для становления и развития кооперативов, создаваемых и действующих на территории региона или муниципального образования, облегчить им доступ к необходимым ресурсам, объектам инфраструктуры и т.п.
Крайне необходима также координация развития кооперации в рамках Российской Федерации в целом. Законопроект исходит из возможности создания при федеральных органах исполнительной и законодательной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местном самоуправлении координационных или совещательных органов в области развития кооперации, к компетенции которых будет отнесено обеспечение развития кооперации, координация деятельности кооперативов. В статье 38 говорится координационные или совещательные органы, созданные при федеральных органах исполнительной и законодательной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления, не будут являться органами, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Их деятельность будет осуществляться на добровольной общественной основе. Отсюда вывод что, в целом принятие рассматриваемого законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Почему мы предлагаем данный законопроект в виде Кооперативного Кодекса Российской Федерации.
В правовой системе РФ и многих других стран мира термин «кодекс» обозначает источник норм и актов, аккумулирующий положения, которые регулируют отдельную отрасль права, широкий круг правоотношений.
Так как кооперация по факту является отдельной отраслью деятельности и права, то и Закон, консолидирующий, регулирующий правовые взаимоотношения в кооперации должен быть принят в виде Кодекса.
Принятие представленного проекта первой части Кооперативного Кодекса не исключает существование на этапе подготовки следующих частей Кооперативного Кодекса законов об отдельных видах кооперативов, в которых более детально, но уже на основе положений первой части Кооперативного Кодекса будут регулироваться отношения, складывающиеся в кооперативах соответствующего вида, отражены и детализированы особенности их деятельности.
Принятие данного проекта первой части Кооперативного Кодекса создает основу для появления новых видов кооперативов (возможно, в социальной сфере), поскольку содержит положения, позволяющие создать новые кооперативы, несмотря на отсутствие специального законодательства о них.
Принятие первой и последующих частей Кооперативного Кодекса будет стимулировать развитие кооперативной формы собственности, станет реальной основой дальнейшего развития хозяйственной деятельности в стране, повышения деловой активности граждан за счет самоорганизации, самофинансирования, будет способствовать росту самозанятости населения, а значит, улучшению социальной и демографической ситуации, в первую очередь, на селе и в малых городах за счет самообеспечения.
Принятие первой части Кооперативного Кодекса тем не менее, не отменяет все ранее предоставленные государством и действовавшие стимулирующие преференции, и льготы для всех видов кооперативной деятельности.
Ниже представлена структура Кооперативного Кодекса Российской Федерации состоящая из шести частей.
Назрело время для унификации, синхронизации правового обеспечения организации, деятельности, управления кооперативными организациями, что позволит установить общие, системные начала, присущие всем видам и формам кооперативов, устранить неоправданные различия в законодательном регулировании их деятельности, усилить роль государства в создании необходимых условий и гарантий развития кооперации в стране.
Представленный проект Кооперативного Кодекса состоит из шести частей.
В первой части (проект которой представлен данным документом) воспроизведены те нормы законодательства об отдельных видах кооперативов, которые имеют общее значение и могут быть использованы при создании всех видов кооперативов, потребительских, производственных и их производных таких как сельскохозяйственных, кредитных, жилищных и иных видов кооперативных организаций. В настоящее время трудно создавать новые разновидности кооперативов в отсутствие соответствующего законодательства о них. Кооперативный Кодекс Российской Федерации послужит правовой основой для их создания. Кооперативное законодательство, существующее в разных странах мира, постоянно совершенствуется и изменяется под влиянием запросов практики. Во многих странах существуют Общие законы о кооперации.
В последующих пяти частях Кооперативного Кодекса предлагается осветить разновидности кооперативов, как то: потребительские, производственные, финансовые кооперативные организации, сельскохозяйственные и жилищные кооперативы. На основании предлагаемой 1-й Части Кооперативного Кодекса возможно создание различных кооперативов, в том числе и комбинации кооперативных организаций.
Проект предлагаемого Кодекса сохраняет существующее в российском законодательстве деление кооперативов на производственные, и потребительские, потому что с этим делением связано налоговое регулирование. И в одночасье разрушить эту схему очень опасно. Исходя из общего понятия кооператива, авторы проекта принципиально не делят кооперативы на коммерческие и некоммерческие организации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) производственные кооперативы - коммерческие организации, потребительские - некоммерческие. Такое деление не соответствует сущности кооператива. Об этом давно пишут в юридической литературе и обсуждают на научно-практических конференциях и иных форумах.
Кооперативная форма ведения хозяйственной деятельности это отдельное, самостоятельное экономическое направление деятельности и основывается оно на совместном ведении деятельности пайщиками кооператива - гражданами и/или юридическим лицами, а также совместном владении средствами производства, финансами, которые до внесения их в складочный капитал кооператива в виде паевых взносов были и остаются собственностью пайщиков кооператива.
В отличие от договоров простого товарищества, соглашений о сотрудничестве, кооператив оформляется как юридическое лицо и несет полную ответственность за свою хозяйственную деятельность.
В проекте первой части Кодекса содержится общее и единое для всех видов кооперативов (производственных, потребительских) понятие кооператива. Проект исходит из определения кооператива, данного в резолюции об идентичности кооперативных организаций Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995 г. на XXXI конгрессе в Манчестере, в связи со столетием альянса. Российская Федерация – член этого альянса.
В проекте Кооперативного Кодекса дается общее понятие кооператива, распространяющееся на все кооперативы независимо от их вида, поскольку все кооперативы преследуют одинаковые цели и осуществляют свою деятельность на основе одних и тех же, принятых Международным кооперативным альянсом, принципов. Тем самым подчеркивается, что кооператив представляет собой объединение прежде всего людей, и только затем – имущества и капиталов. Основная цель любого кооператива – обеспечивать удовлетворение материальных, социальных, духовных и иных потребностей членов кооператива и населения государства, а не извлечение прибыли. Таковы основные принципиально новые мировоззренческие, концептуальные положения проекта Кодекса. Данный подход потребует внесения соответствующих изменений в Конституцию и Гражданский Кодекс Российской Федерации и, в первую очередь, введением и закреплением в законодательном поле РФ понятия и сущности «собственность кооперативов»
Так же в проекте настоящего Кодекса впервые дается определение для кооперативных организаций осуществляющие свою деятельность, взаимодействие между участниками, принятие ими решений, преимущественно, посредством телекоммуникационных возможностей сети Интернет - Децентрализованная кооперативная организация (ДКО) – потребительский кооператив, не имеющий органов управления помимо общего собрания участников. В мировой практике DAO (decentralized autonomous organizations) создаются в интернете по всему миру, обычно, вне всяких норм и юрисдикций. Предлагаемый проект Кооперативного Кодекса впервые в мировой практике, формулирует определение подобных стихийных организаций граждан и создаёт для них правовое поле, как составной части кооперации, а не экономической анархии и пиратства, принятой у нас и на западе в настоящее время.
Предметом регулирования законопроекта являются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования, прекращения деятельности кооперативов и их объединений, а также отношения с другими хозяйствующими субъектами и государством.
В предлагаемом на рассмотрение проекте первой части Кооперативного Кодекса представлены основные аспекты организации и деятельности кооперативов: общие положения (гл. 1); виды кооперативов (гл. 2); порядок создания и прекращения деятельности кооперативов (гл. 3); членство как основа, на которой строится кооператив. Не исключается использование в деятельности кооператива наемного труда и внесение его результата в качестве паевого взноса с обязательной оценкой (гл. 4). В главе 5 раскрываются источники образования имущественной базы кооператива. Порядок управления кооперативом представлен в главе 6. Трудовой деятельности в кооперативе посвящена глава 7.
Одна из особенностей представленного проекта Кооперативного Кодекса является координация деятельности кооперативов, совместное лоббирование их интересов в государственных органах власти. Поэтому в законопроекте уделено внимание объединениям кооперативов (гл. 8). Проект Закона допускает создание не только традиционных союзов и ассоциаций, но и кооперативов последующих уровней.
В проекте первой части Кооперативного Кодекса имеется 9 глава, посвященная поддержке кооперации со стороны государства. Кооперативы находятся на территории регионов и потому должны учитывать в своей деятельности нужды и потребности регионов. Со своей стороны, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования могут сделать много полезного для становления и развития кооперативов, создаваемых и действующих на территории региона или муниципального образования, облегчить им доступ к необходимым ресурсам, объектам инфраструктуры и т.п.
Крайне необходима также координация развития кооперации в рамках Российской Федерации в целом. Законопроект исходит из возможности создания при федеральных органах исполнительной и законодательной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местном самоуправлении координационных или совещательных органов в области развития кооперации, к компетенции которых будет отнесено обеспечение развития кооперации, координация деятельности кооперативов. В статье 38 говорится координационные или совещательные органы, созданные при федеральных органах исполнительной и законодательной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления, не будут являться органами, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Их деятельность будет осуществляться на добровольной общественной основе. Отсюда вывод что, в целом принятие рассматриваемого законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Почему мы предлагаем данный законопроект в виде Кооперативного Кодекса Российской Федерации.
В правовой системе РФ и многих других стран мира термин «кодекс» обозначает источник норм и актов, аккумулирующий положения, которые регулируют отдельную отрасль права, широкий круг правоотношений.
Так как кооперация по факту является отдельной отраслью деятельности и права, то и Закон, консолидирующий, регулирующий правовые взаимоотношения в кооперации должен быть принят в виде Кодекса.
Принятие представленного проекта первой части Кооперативного Кодекса не исключает существование на этапе подготовки следующих частей Кооперативного Кодекса законов об отдельных видах кооперативов, в которых более детально, но уже на основе положений первой части Кооперативного Кодекса будут регулироваться отношения, складывающиеся в кооперативах соответствующего вида, отражены и детализированы особенности их деятельности.
Принятие данного проекта первой части Кооперативного Кодекса создает основу для появления новых видов кооперативов (возможно, в социальной сфере), поскольку содержит положения, позволяющие создать новые кооперативы, несмотря на отсутствие специального законодательства о них.
Принятие первой и последующих частей Кооперативного Кодекса будет стимулировать развитие кооперативной формы собственности, станет реальной основой дальнейшего развития хозяйственной деятельности в стране, повышения деловой активности граждан за счет самоорганизации, самофинансирования, будет способствовать росту самозанятости населения, а значит, улучшению социальной и демографической ситуации, в первую очередь, на селе и в малых городах за счет самообеспечения.
Принятие первой части Кооперативного Кодекса тем не менее, не отменяет все ранее предоставленные государством и действовавшие стимулирующие преференции, и льготы для всех видов кооперативной деятельности.
Ниже представлена структура Кооперативного Кодекса Российской Федерации состоящая из шести частей.
Проект «Кооперативного Кодекса Российской Федерации»
ЧАСТЬ I Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Общие положения о кооперации в Российской Федерации
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство о кооперативах
Статья 3. Сфера действия настоящего Кодекса
Статья 4. Основная цель и принципы создания и деятельности кооперативов
Глава 2. ВИДЫ КООПЕРАТИВОВ
Статья 5. Общие положения
Статья 6. Производственный кооператив
Статья 7. Потребительский кооператив
Глава 3. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ КООПЕРАТИВОВ Статья 8. Создание кооперативов
Статья 9. Правомочия кооперативов
Статья 10. Устав кооператива.
Статья 11. Филиалы и представительства кооператива, кооперативные участки
Статья 12. Государственная регистрация кооператива
Статья 13. Реорганизация кооператива
Статья 14. Порядок, условия и процедура ликвидации кооператива
Глава 4. ЧЛЕНСТВО В КООПЕРАТИВЕ
Статья 15. Члены кооператива
Статья 16. Права и обязанности членов кооператива, прекращение членства в кооперативе
Статья 17. Учет членов кооператива
Глава 5. ИМУЩЕСТВО КООПЕРАТИВА, КООПЕРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Статья 18. Собственность кооперативной организации или кооператива
Статья 19. Имущество кооператива и источники его формирования.
Статья 20. Фонды кооператива
Статья 21. Паевой фонд кооператива и паевые взносы
Статья 22. Распределение результатов деятельности в кооперативе
Статья 23. Приращенные паи, порядок их образования, использования и погашения
Статья 24. Ответственность по обязательствам кооператива
Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ КООПЕРАТИВОМ
Статья 25. Структура органов управления кооперативом
Статья 26. Полномочия общего собрания пайщиков кооператива
Статья 27. Собрание пайщиков кооперативного участка кооператива. Общее собрание уполномоченных кооператива
Статья 28. Совет и правление кооператива
Статья 29. Ревизионная комиссия и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива
Статья 30. Порядок ведения и хранения документации кооператива
Статья 31. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность кооператива
Глава 7. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КООПЕРАТИВЕ
Статья 32. Регулирование труда членов кооператива
Статья 33. Трудовые отношения кооператива с лицами, не являющимися его членами
Статья 34. Социальная поддержка и охрана труда членов кооператива и работников кооператива
Глава 8. ОБЪЕДИНЕНИЯ КООПЕРАТИВОВ
Статья 35. Основные принципы создания и деятельности союза
Статья 36. Порядок создания союза (вступления в союз). Учредительные документы союза
Статья 37. Прекращение членства в союзе
Статья 38. Имущество союза
Статья 39. Органы управления и органы контроля союза
Статья 40. Полномочия общего собрания представителей кооперативов союза
Статья 41. Порядок принятия решения общим собранием представителей кооперативов союза
Статья 42. Совет и правление союза
Статья 43. Ревизионная комиссия союза
Глава 9. СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЮ КООПЕРАЦИИ
Статья 44. Поддержка кооперативов органами государственной власти и органами местного самоуправления
Статья 45. Государственные гарантии обеспечения свободы кооперации
Глава 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В СИСТЕМЕ КООПЕРАЦИИ
Статья 46. Основы хозяйственной деятельности кооператива
Статья 47. Планирование
Статья 48. Финансы кооператива и финансовые организации кооперативов
Статья 49. Социальное развитие кооператива
Статья 49. Экономическое стимулирование научно - технического прогресса
Статья 50. Материально - техническое обеспечение кооператива
Статья 51. Внешнеэкономическая деятельность кооператива
Глава 11. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КООПЕРАТИВОВ
Статья 52. Контроль за деятельностью кооперативных организаций
Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 53. Вступление в силу настоящего Кодекса
Статья 54. Приведение законов, нормативных актов об кооперации в соответствие с настоящим Кодексом
Статья 55. Приведение в соответствие с настоящим Кодексом учредительных документов кооперативов
ЧАСТЬ II Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Потребительская кооперация (потребительские общества и их Союзы)
Глава 13 Общие положения
Глава 14. Органы управления потребительского общества
Глава 15. Имущество потребительского общества
Глава 16. Реорганизация и ликвидация потребительского общества
Глава 17. Союз потребительских обществ
Глава 18. Заключительные и переходные положения
ЧАСТЬ III Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Производственная кооперация
Глава 19. Общие положения
Глава 20. Образование кооператива
Глава 21. Права и обязанности члена кооператива
Глава 22. Имущество кооператива
Глава 23. Управление в кооперативе
Глава 24. Регулирование трудовых отношений в кооперативе
Глава 25. Взаимоотношение кооперативов и государства. Союзы (ассоциации) кооперативов
Глава 26. Реорганизация и ликвидация кооператива
Глава 27. Заключительные и переходные положения
ЧАСТЬ IV Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Финансовые организации кооперативов (потребительские кооперативы и их союзы)
Глава 28. Общие положения и виды финансовых кооперативных организаций
Глава 29. Создание, реорганизация и ликвидация финансовой кооперативной организации
Глава 30. Членство в финансовой кооперативной организации
Глава 31. Управление финансовой организации кооператива
Глава 32. Имущество финансовой кооперативной организации кооператива
Глава 33. Особенности деятельности финансовых кооперативных организаций , членами которых являются физические лица
Глава 34 Объединения финансовых кооперативных организаций
Глава 35. Заключительные и переходные положения
ЧАСТЬ V Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Сельскохозяйственная кооперация
Глава 36. Общие положения и виды сельскохозяйственных кооперативов
Глава 37. Образование кооператива
Глава 38. Устав кооператива
Глава 39. Членство в кооперативе
Глава 40. Органы управления кооперативом
Глава 41. Имущество кооператива
Глава 42. Основы деятельности кооператива
Глава 43. Реорганизация и ликвидация кооператива
Глава 44. Заключительные и переходные положения
ЧАСТЬ VI Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Жилищная кооперация
Глава 45. Общие положения и виды жилищных кооперативов
Глава 46. Создание, реорганизация и ликвидация жилищного кооператива
Глава 47. Основные положения о деятельности жилищного кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений
Глава 48. Управление жилищным кооперативом
Глава 49. Обеспечение финансовой устойчивости деятельности кооператива и надзор за деятельностью жилищного кооператива
Глава 50. Заключительные и переходные положения
ЧАСТЬ I Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Общие положения о кооперации в Российской Федерации
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство о кооперативах
Статья 3. Сфера действия настоящего Кодекса
Статья 4. Основная цель и принципы создания и деятельности кооперативов
Глава 2. ВИДЫ КООПЕРАТИВОВ
Статья 5. Общие положения
Статья 6. Производственный кооператив
Статья 7. Потребительский кооператив
Глава 3. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ КООПЕРАТИВОВ Статья 8. Создание кооперативов
Статья 9. Правомочия кооперативов
Статья 10. Устав кооператива.
Статья 11. Филиалы и представительства кооператива, кооперативные участки
Статья 12. Государственная регистрация кооператива
Статья 13. Реорганизация кооператива
Статья 14. Порядок, условия и процедура ликвидации кооператива
Глава 4. ЧЛЕНСТВО В КООПЕРАТИВЕ
Статья 15. Члены кооператива
Статья 16. Права и обязанности членов кооператива, прекращение членства в кооперативе
Статья 17. Учет членов кооператива
Глава 5. ИМУЩЕСТВО КООПЕРАТИВА, КООПЕРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Статья 18. Собственность кооперативной организации или кооператива
Статья 19. Имущество кооператива и источники его формирования.
Статья 20. Фонды кооператива
Статья 21. Паевой фонд кооператива и паевые взносы
Статья 22. Распределение результатов деятельности в кооперативе
Статья 23. Приращенные паи, порядок их образования, использования и погашения
Статья 24. Ответственность по обязательствам кооператива
Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ КООПЕРАТИВОМ
Статья 25. Структура органов управления кооперативом
Статья 26. Полномочия общего собрания пайщиков кооператива
Статья 27. Собрание пайщиков кооперативного участка кооператива. Общее собрание уполномоченных кооператива
Статья 28. Совет и правление кооператива
Статья 29. Ревизионная комиссия и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива
Статья 30. Порядок ведения и хранения документации кооператива
Статья 31. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность кооператива
Глава 7. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КООПЕРАТИВЕ
Статья 32. Регулирование труда членов кооператива
Статья 33. Трудовые отношения кооператива с лицами, не являющимися его членами
Статья 34. Социальная поддержка и охрана труда членов кооператива и работников кооператива
Глава 8. ОБЪЕДИНЕНИЯ КООПЕРАТИВОВ
Статья 35. Основные принципы создания и деятельности союза
Статья 36. Порядок создания союза (вступления в союз). Учредительные документы союза
Статья 37. Прекращение членства в союзе
Статья 38. Имущество союза
Статья 39. Органы управления и органы контроля союза
Статья 40. Полномочия общего собрания представителей кооперативов союза
Статья 41. Порядок принятия решения общим собранием представителей кооперативов союза
Статья 42. Совет и правление союза
Статья 43. Ревизионная комиссия союза
Глава 9. СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЮ КООПЕРАЦИИ
Статья 44. Поддержка кооперативов органами государственной власти и органами местного самоуправления
Статья 45. Государственные гарантии обеспечения свободы кооперации
Глава 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В СИСТЕМЕ КООПЕРАЦИИ
Статья 46. Основы хозяйственной деятельности кооператива
Статья 47. Планирование
Статья 48. Финансы кооператива и финансовые организации кооперативов
Статья 49. Социальное развитие кооператива
Статья 49. Экономическое стимулирование научно - технического прогресса
Статья 50. Материально - техническое обеспечение кооператива
Статья 51. Внешнеэкономическая деятельность кооператива
Глава 11. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КООПЕРАТИВОВ
Статья 52. Контроль за деятельностью кооперативных организаций
Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 53. Вступление в силу настоящего Кодекса
Статья 54. Приведение законов, нормативных актов об кооперации в соответствие с настоящим Кодексом
Статья 55. Приведение в соответствие с настоящим Кодексом учредительных документов кооперативов
ЧАСТЬ II Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Потребительская кооперация (потребительские общества и их Союзы)
Глава 13 Общие положения
Глава 14. Органы управления потребительского общества
Глава 15. Имущество потребительского общества
Глава 16. Реорганизация и ликвидация потребительского общества
Глава 17. Союз потребительских обществ
Глава 18. Заключительные и переходные положения
ЧАСТЬ III Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Производственная кооперация
Глава 19. Общие положения
Глава 20. Образование кооператива
Глава 21. Права и обязанности члена кооператива
Глава 22. Имущество кооператива
Глава 23. Управление в кооперативе
Глава 24. Регулирование трудовых отношений в кооперативе
Глава 25. Взаимоотношение кооперативов и государства. Союзы (ассоциации) кооперативов
Глава 26. Реорганизация и ликвидация кооператива
Глава 27. Заключительные и переходные положения
ЧАСТЬ IV Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Финансовые организации кооперативов (потребительские кооперативы и их союзы)
Глава 28. Общие положения и виды финансовых кооперативных организаций
Глава 29. Создание, реорганизация и ликвидация финансовой кооперативной организации
Глава 30. Членство в финансовой кооперативной организации
Глава 31. Управление финансовой организации кооператива
Глава 32. Имущество финансовой кооперативной организации кооператива
Глава 33. Особенности деятельности финансовых кооперативных организаций , членами которых являются физические лица
Глава 34 Объединения финансовых кооперативных организаций
Глава 35. Заключительные и переходные положения
ЧАСТЬ V Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Сельскохозяйственная кооперация
Глава 36. Общие положения и виды сельскохозяйственных кооперативов
Глава 37. Образование кооператива
Глава 38. Устав кооператива
Глава 39. Членство в кооперативе
Глава 40. Органы управления кооперативом
Глава 41. Имущество кооператива
Глава 42. Основы деятельности кооператива
Глава 43. Реорганизация и ликвидация кооператива
Глава 44. Заключительные и переходные положения
ЧАСТЬ VI Кооперативного Кодекса Российской Федерации
Жилищная кооперация
Глава 45. Общие положения и виды жилищных кооперативов
Глава 46. Создание, реорганизация и ликвидация жилищного кооператива
Глава 47. Основные положения о деятельности жилищного кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений
Глава 48. Управление жилищным кооперативом
Глава 49. Обеспечение финансовой устойчивости деятельности кооператива и надзор за деятельностью жилищного кооператива
Глава 50. Заключительные и переходные положения