Интересный концептуальный текст от нашего соратника Владимира Мухортова
Что первично в нашем проекте маркетплейса? Желание просто купить-продать, или желание сделать его инструментом изменения мира?
Если первично первое – логика и существующие на сегодня результаты разработок понятны. А именно - использование стандартных для такого рода продуктов подходов и приемов упаковки и оформления, логики работы, логики продвижения. Но тогда абсолютно не понятно, за счет чего без стандартного в таких случаях вливания огромных денег в раскрутку проект заработает? И почему он станет инструментом изменения мира? Потому что в шапке написано «развиваем территории»?
Если первично второе – мало ограничиться указанием на эту цель в основном слогане. Тогда весь проект – принципы взаимоотношений участников (продавцов, покупателей и организаторов), приемы продвижения, способы оформления и «упаковки» проекта и пр. должны быть подчинены некой иной логике, во многом противоположной логике «коммерческих» проектов. Это не значит, что нужно полностью выхолостить существующую идею «маркетплейсов». Это значит, что из неё нужно взять все лучшее, и наполнить новым, соответствующим нашей идее (задаче, видению) содержанием.
Теперь от «наиболее общего» подхода к «просто общему». Как мне кажется, задача проекта «Загород», а, следовательно, и ЦП «Маркетплейс, найти и объединить людей, близких по духу инициативной группе организаторов проекта и создать инструменты для совместного изменения мира в соответствии с нашим видением. (Маленькая ремарка – стоит разобраться, а одинаково ли это видение у членов этой инициативной группы?). Если проще – найти «своих» и пойти с ними в «счастливое будущее».
Следовательно, в основе идеологии и логики нашего маркетплейса должны лежать принципы и приемы, помогающие решать следующие задачи: выделить в огромной массе продавцов и покупателей этих «своих», показать им нашу для них привлекательность (не только, а скорее не столько основанную на материальной выгоде и удобстве, сколько на предоставлении им возможности строить привлекательный для них мир и жить в этом мире) и создать заточенные именно под них процедуры обмена товарами, которые на самом деле будут являться процедурами ОБМЕНА СМЫСЛАМИ. (Здесь, как мне кажется, максимально уместна цитата из В. Толстикова про развиваемый им проект, которая звучит, примерно, так: «в нашем проекте мы не продавцы и покупатели, мы друзья»).
Но эти наши «свои» сориентированы на иные, часто прямо противоположные подходы и ценности, чем подавляющее большинство пользователей традиционных маркетплейсов. Значит и наши подходы к созданию маркетплейса должны быть совершенно другими. В их основе должны лежать особые, учитывающие особенности этих «своих» «фишки».
Представляется, что главная задача первичного этапа работы над проектом маркетплейса – поиск таких «фишек» и сплетение из них особой, не похожей на логику работы обычного маркетплейса «логику – фишку» работы нашего маркетплейса.
Теперь от «просто общего» к «почти конкретному». (Здесь собраны во многом «сырые» идеи автора, претендующие, скорее, не на конечные решения, а на обозначение направлений поиска таких решений).
1. Наш проект кардинально отличается от обычного маркетплейса. Поэтому мы создаем АНТИ МАРКЕТПЛЕЙС . Так и пишем везде. Это само по себе определенная «фишка», способная привлечь внимание наших «своих» (да и кого угодно, ибо привлекает внимание обычно необычное). Тем более, что она реально отражает наш основной подход – создание, в первую очередь, инструмента не торговли товарами, а обмена смыслами.
2. Предполагаемое название проекта «НАСТОЯЩИЕ». Настоящие люди через обмен настоящими продуктами идут к миру настоящих ценностей и смыслов. (Это, кстати, один из слоганов).
3. Главный слоган ЛЮДИ ВАЖНЕЕ ДЕНЕГ (или ЧЕЛОВЕК ДОРОЖЕ ДЕНЕГ, или просто ЛЮДИ ВАЖНЕЕ и т. п.). Думаю, все участники «Загорода» согласятся, что наша конечная цель не извлечение прибыли и даже не абстрактное развитие абстрактных территорий. Основная цель – развитие ЧЕЛОВЕКА и формирование взаимоотношений, сообществ, способствующих такому развитию. Основной слоган, т.е. наш посыл к потенциальным участникам проекта, должен отражать именно это.
4. Наш маркетплейс должен представлять не просто продукты, а некий сплав товара и предлагающего его человека. Важно не только что и по какой цене покупаешь, но и у кого (и в обратную сторону – не только что и почем продаешь, но и кому). Возможно это «у кого» и «кому» должно стать одним из важных факторов ценообразования. Продукт перестает быть безликим товаром. Важную роль начинает играть контекст «сделки», внутренняя история ее участников.
5.Следовательно, в «тело» маркетплейса логично вплести некое, допустим, подобие социальной сети, где участники смогут узнавать новости друг о друге (у кого-то юбилей, или ребенок родился – так может купить его товар чуть дороже запрошенной цены), обмениваться информацией, размещать или запрашивать полезные советы и т. д. Одним словом – избавляться от «безликости» процесса продажи и покупки.
6. Главный способ продвижения ЦП Антимаркетплейса «Настоящие» на первом этапе - прямое представление его на разных интернет и не только (фестивалях, форумах и т. д.) ресурсах существующих сообществ «наших» + через «лидеров мнений» таких сообществ.
И так далее.
Представляется, что именно такой в целом подход может обеспечить успех проекта при его крайней малобюджетности. Через уникальность, обеспеченную «фишками», точечно учитывающими особенности, интересы, чаяния и боли наших «своих».
Что первично в нашем проекте маркетплейса? Желание просто купить-продать, или желание сделать его инструментом изменения мира?
Если первично первое – логика и существующие на сегодня результаты разработок понятны. А именно - использование стандартных для такого рода продуктов подходов и приемов упаковки и оформления, логики работы, логики продвижения. Но тогда абсолютно не понятно, за счет чего без стандартного в таких случаях вливания огромных денег в раскрутку проект заработает? И почему он станет инструментом изменения мира? Потому что в шапке написано «развиваем территории»?
Если первично второе – мало ограничиться указанием на эту цель в основном слогане. Тогда весь проект – принципы взаимоотношений участников (продавцов, покупателей и организаторов), приемы продвижения, способы оформления и «упаковки» проекта и пр. должны быть подчинены некой иной логике, во многом противоположной логике «коммерческих» проектов. Это не значит, что нужно полностью выхолостить существующую идею «маркетплейсов». Это значит, что из неё нужно взять все лучшее, и наполнить новым, соответствующим нашей идее (задаче, видению) содержанием.
Теперь от «наиболее общего» подхода к «просто общему». Как мне кажется, задача проекта «Загород», а, следовательно, и ЦП «Маркетплейс, найти и объединить людей, близких по духу инициативной группе организаторов проекта и создать инструменты для совместного изменения мира в соответствии с нашим видением. (Маленькая ремарка – стоит разобраться, а одинаково ли это видение у членов этой инициативной группы?). Если проще – найти «своих» и пойти с ними в «счастливое будущее».
Следовательно, в основе идеологии и логики нашего маркетплейса должны лежать принципы и приемы, помогающие решать следующие задачи: выделить в огромной массе продавцов и покупателей этих «своих», показать им нашу для них привлекательность (не только, а скорее не столько основанную на материальной выгоде и удобстве, сколько на предоставлении им возможности строить привлекательный для них мир и жить в этом мире) и создать заточенные именно под них процедуры обмена товарами, которые на самом деле будут являться процедурами ОБМЕНА СМЫСЛАМИ. (Здесь, как мне кажется, максимально уместна цитата из В. Толстикова про развиваемый им проект, которая звучит, примерно, так: «в нашем проекте мы не продавцы и покупатели, мы друзья»).
Но эти наши «свои» сориентированы на иные, часто прямо противоположные подходы и ценности, чем подавляющее большинство пользователей традиционных маркетплейсов. Значит и наши подходы к созданию маркетплейса должны быть совершенно другими. В их основе должны лежать особые, учитывающие особенности этих «своих» «фишки».
Представляется, что главная задача первичного этапа работы над проектом маркетплейса – поиск таких «фишек» и сплетение из них особой, не похожей на логику работы обычного маркетплейса «логику – фишку» работы нашего маркетплейса.
Теперь от «просто общего» к «почти конкретному». (Здесь собраны во многом «сырые» идеи автора, претендующие, скорее, не на конечные решения, а на обозначение направлений поиска таких решений).
1. Наш проект кардинально отличается от обычного маркетплейса. Поэтому мы создаем АНТИ МАРКЕТПЛЕЙС . Так и пишем везде. Это само по себе определенная «фишка», способная привлечь внимание наших «своих» (да и кого угодно, ибо привлекает внимание обычно необычное). Тем более, что она реально отражает наш основной подход – создание, в первую очередь, инструмента не торговли товарами, а обмена смыслами.
2. Предполагаемое название проекта «НАСТОЯЩИЕ». Настоящие люди через обмен настоящими продуктами идут к миру настоящих ценностей и смыслов. (Это, кстати, один из слоганов).
3. Главный слоган ЛЮДИ ВАЖНЕЕ ДЕНЕГ (или ЧЕЛОВЕК ДОРОЖЕ ДЕНЕГ, или просто ЛЮДИ ВАЖНЕЕ и т. п.). Думаю, все участники «Загорода» согласятся, что наша конечная цель не извлечение прибыли и даже не абстрактное развитие абстрактных территорий. Основная цель – развитие ЧЕЛОВЕКА и формирование взаимоотношений, сообществ, способствующих такому развитию. Основной слоган, т.е. наш посыл к потенциальным участникам проекта, должен отражать именно это.
4. Наш маркетплейс должен представлять не просто продукты, а некий сплав товара и предлагающего его человека. Важно не только что и по какой цене покупаешь, но и у кого (и в обратную сторону – не только что и почем продаешь, но и кому). Возможно это «у кого» и «кому» должно стать одним из важных факторов ценообразования. Продукт перестает быть безликим товаром. Важную роль начинает играть контекст «сделки», внутренняя история ее участников.
5.Следовательно, в «тело» маркетплейса логично вплести некое, допустим, подобие социальной сети, где участники смогут узнавать новости друг о друге (у кого-то юбилей, или ребенок родился – так может купить его товар чуть дороже запрошенной цены), обмениваться информацией, размещать или запрашивать полезные советы и т. д. Одним словом – избавляться от «безликости» процесса продажи и покупки.
6. Главный способ продвижения ЦП Антимаркетплейса «Настоящие» на первом этапе - прямое представление его на разных интернет и не только (фестивалях, форумах и т. д.) ресурсах существующих сообществ «наших» + через «лидеров мнений» таких сообществ.
И так далее.
Представляется, что именно такой в целом подход может обеспечить успех проекта при его крайней малобюджетности. Через уникальность, обеспеченную «фишками», точечно учитывающими особенности, интересы, чаяния и боли наших «своих».